пятница, 21 мая 2010 г.

Здесь я публикую анализы изобразительно-выразительных средств в художественных и публицистических текстов. Сами тексты также выложены.

Творчество
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо...
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, -
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.


Творчество заключается в том, что сперва неясные образы, возникающие в голове, обретают законченную форму. Именно такова идея стихотворения А. Ахматовой.

Лирический герой в стихотворении «Творчество» тождествен автору: он, как и сама Ахматова, является поэтом. По характеру он меланхолик. Как же мы можем увидеть всё это?
Для выражения своей главной мысли и для передачи своих чувств автор применяет лексические, синтаксические средства, а также тропы. Рассмотрим стихотворение, чтобы понять, что это действительно так.
Лексика этого произведения возвышена: присутствуют такие малоупотребительные в повседневной речи слова, как «истома», «стихающий», «бездна». Такие слова показывают возвышенность процесса творчества, вызывают у читателя уважение к нему.

Теперь обратим внимание на тропы и фигуры. В начале стихотворения описывается неясность, возникающая в голове у творческого человека перед созданием своего произведения. Она отражается инверсией: «Неузнанных и пленных голосов мне чудятся и жалобы, и стоны». Эта же фигура подчёркивает меланхолию поэтессы: мы видим, что образы, возникающие в её голове, совсем не радостны.
Основную мысль текста выражают строки: «Но в этой бездне шёпотов и звуков встаёт один всё победивший звук...». Развёрнутая метафора в этих строках показывает читателю, что неясность в голове творца исчезает, уступая место порядку.

Итак, мы с вами видим, что с помощью различных лексических и синтаксических средств поэтесса выражает свою мысль о сути творчества, делится с нами своими чувствами, возникающими при создании произведений. Читая это стихотворение, мы испытываем те же немного грустные чувства, что и Ахматова, наглядно представляем творческий процесс. А смогли ли мы всё это представить и почувствовать, если бы автор не применил художественные средства? Конечно, нет.

3 комментария:

  1. Неплохо, но если цель создания текста - именно анализ стихотворения, то, пожалуй, маловато описано средств, хотя и подробно. Жаль, что не обратил внимание на такие вкусные эпитеты, гиперболы, антитезы, что совсем не коснулся аллитерации и ассонанса. Уверена, можно было еще многое найти.

    ОтветитьУдалить
  2. Мне просто кажется, что если в этом стихотворении выискивать всё, то сочинение непомерно раздуется.
    А вообще спасибо за комментарий, аллитерацию и ассонанс -увидел (повторение [о], [н]), гиперболу - тоже (Так вкруг него непоправимо тихо, что слышно, как в лесу растет трава...). Если покопаться, то и всё остальное из тобою названного найти смогу.

    ОтветитьУдалить