пятница, 21 мая 2010 г.

Здесь я публикую анализы изобразительно-выразительных средств в художественных и публицистических текстов. Сами тексты также выложены.

Журавли.
"Ясный и холодный день поздней осени, еду ровной рысцой по большой дороге. Блеск низкого солнца и пустых полей, осеннее безмолвное ожидание чего-то. Но вот вдали, за мной, слышен треск колес. Прислушиваюсь - треск мелкий, быстрый, треск беговых дорожек. Оборачиваюсь - кто-то нагоняет. Этот кто-то все ближе, ближе - уже хорошо видна его во весь дух летящая лошадь, затем он сам, то и дело выглядывающий из-за нее и покрывающий ее то кнутом, то вожжами... Что такое? А он уж вот он, настигает - сквозь треск слышно мощное лошадиное дыхание, слышен отчаянный крик: «Барин, сторонись!» В страхе и недоуменье виляю с дороги - и тотчас же мимо мелькает сперва чудесная, гнедая кобыла, ее глаз, ноздря, новые вожжи сургучного цвета, новая блестящая сбруя, взмыленная под хвостом на ляжках, потом сам седок - чернобородый красавец мужик, совершенно шальной от скачки и какого-то бессмысленного, на все готового исступленья. Он бешено кидает на меня, пролетая, свой яростный взгляд, поражает свежей красной пастью и смолью красивой молодой бороды, новым картузом, желтой шелковой рубахой под распахнувшейся черной поддевкой - узнаю: богатый, хозяйственный мельник из-под Ливен - и как ветер летит дальше. А пролетев с версту, сразу соскакивает с дрожек. Тут уж я гоню к нему и, приближаясь, вижу: лошадь стоит на дороге и тяжко носит боками, сургучные вожжи висят по оглоблям, а сам седок лежит на дороге возле, лицом книзу, раскинув полы поддевки.

- Барин! - дико кричит он в землю. - Барин!

И отчаянно взмахивает руками:

- Ах, грустно-о! Ах, улетели журавли, барин!

И, мотая головой, захлебывается пьяными слезами". (И. А. Бунин)


Воздействовать на чувства и мысли читателя – задача произведений художественного стиля. Рассказ Бунина «Журавли» вызывает грустные эмоции и размышления. Сам жанр произведения подсказывает, что стиль этого произведения – художественный. А есть ли в тексте художественные и языковые средства? Конечно, есть, какой же художественный текст обходится без них?

Тема рассказа – одиночество и его влияние на человека. Какими же художественными и языковыми средствами она обозначается и раскрывается?

Первые два сложных предложения рассказа состоят из назывных предложений: «Ясный и холодный день, еду… по большой дороге. Блеск низкого солнца и пустых полей… осеннее безмолвное ожидание…» Обратим внимание на ряд определений: «холодный», «большая дорога», «пустые», «безмолвное». Какую же роль играют эти языковые средства в этом тексте? Словосочетания «осеннее ожидание» и «большая дорога» расширяют границы пространства и времени, показывают, что описываемые в рассказе события могли произойти любой осенью на любой дороге. А ряд определений показывают, для лирического героя мир – большой, пустой и холодный, что герой одинок. Так обозначается основная тема этой миниатюры.

Читаем рассказ далее. «Но вот вдали, за мной, вдали слышен треск колёс», - этими словами открывается описание гонящегося за героем мельника. Действие происходит очень быстро, динамично. Что же позволяет сделать нам такой вывод? Для того, чтобы показать динамику, автор применяет целый ряд художественных средств. Во-первых, это эллипсис: «Прислушиваюсь: треск мелкий, быстрый…». Во-вторых, фигура умолчания, выраженная многоточием: «…затем он сам, то и дело выглядывающий из-за неё и покрывающий её то кнутом, то вожжами…». И наконец, сравнение мельника и лошади с ветром и применение асиндетона: «…чудесная, гнедая кобыла, её глаз, ноздря, …вожжи…сбруя…». Нетрудно представить себе скорость движения лошади и ездока, не правда ли?

Отметим ещё одну немаловажную деталь. Почему лицо мельника названо «красной пастью»? Ведь так нельзя сказать о человеке! Но прочитаем рассказ до конца – он оканчивается диалогом, из которого видно, что мельник тоже был очень одинок, и это выбило его из колеи. Поэтому, когда Бунин пишет «красная пасть» (а также когда описывает бешеную, ненормальную скачку мельника), он подразумевает, что одиночество сделало мельника зверем, лишило его человеческого облика. А теперь сравним поведение одного одинокого человека – лирического героя – и другого – мельника. Насколько же непохожи они! Вот и первая главная мысль рассказа – каждый человек переживает одиночество по-своему. Из диалога следует и другая – каждый одинокий человек может понять другого одинокого человека.

Но зададимся вопросом: как связано с основными мыслями этой миниатюры её название? Еще раз перечитаем диалог героя с мельником и увидим: то, что журавли улетели, вызвало у мельника чувство одиночества и безумную ярость от невозможности что-то исправить. Значит, журавли в этом рассказе символизируют одиночество, которое и является темой рассказа. Название «Журавли» отражает тему этой миниатюры, хотя и не в явной форме.

Наличие средств выразительности доказывают принадлежность рассказа художественному стилю. Художественные и языковые средства обозначают его тему и идеи, заставляют нас задуматься над проблемой одиночества, взгрустнуть вместе с автором. Без тропов и фигур мы бы с трудом поняли, о чём нам хотел сказать Бунин и, конечно, не стали бы сопереживать его героям.


Комментариев нет:

Отправить комментарий